г. Пермь, ул. Красновишерская 35
09.09.2020

Бизнес после коронавируса

Учёные, исследующие феномен биомимикрии, считают, что экосистемы подобны рынку, и поэтому предприниматели могут научиться у животных и растений, как приспособиться к новым условиям после природных катастроф.


Пандемия коронавируса дала толчок междисциплинарным исследованиям — в поисках вакцины и других средств борьбы с вирусом специалисты в разных научных сферах используют потенциал биомимикрии. Она, в свою очередь, позволяет человеку учиться у животных и растений в дикой природе.


Принципы биомимикрии применяются в инженерии и бизнесе уже давно и могут стать ценным источником знаний для восстановления экономики после пандемии. Рынок товаров и услуг подобен природной экосистеме, считают американские ученые Стефани Фенхабер из Университета Батлера и Алисса Старк из Университета Виллановы. В истории Земли было множество природных катастроф, в ходе некоторых из них исчезала большая часть живых организмов на планете.


Пустить корни


Лесной пожар — одно из самых разрушительных явлений для экосистемы. Только недавно такие возгорания привели к гибели флоры и фауны в Австралии. Однако некоторые растения умеют восстанавливаться даже из пепелища. Как, например, сосна ежовая. У нее нет толстой коры для защиты от пожаров, поэтому деревья сгорают дотла. Однако крепкая корневая система позволяет растению восстановиться.
Так же как ежовая сосна, которая эволюционировала для противостояния огню, компаниям следует вкладывать ресурсы в свои «корни»: организовывать кампанию по переобучению работников или давать им восстановить силы в оплачиваемом отпуске. Таким образом бизнесу удастся усилить креативность и продуктивность своих сотрудников, считают эксперты. Многие успешные компании возникли на руинах предыдущих неудачных экспериментов.


Найти в себе хищника


Множество лесных обитателей, спасаясь от пожаров, становятся жертвой медведей и енотов, которые охотятся на животных, оказавшихся вне привычной среды обитания. Так и после финансового кризиса 2008 года ряд крупных компаний стали еще сильнее за счет поглощения более мелких конкурентов, у которых не хватило ресурсов для возмещения потерь.
Эксперты предлагают малому бизнесу разработать специальную стратегию, на случай, если фирму придется продавать более крупной компании. Для этого может потребоваться привести свои юридические дела в порядок, определить наиболее привлекательные стороны своей компании — ими могут быть географическое расположение, узнаваемость бренда или позиция на рынке. Далеко не все компании покупают конкуренты, некоторые могут быть потеряны без какой-либо компенсации, подчеркивают специалисты.


Найти ресурсы на пепелище


Стволы сгоревших деревьев части становятся новым жильем для жуков и других насекомых. Затем на пепелище приходят броненосцы, которые питаются этими самыми жуками. На месте сгоревшего леса вырастают новая трава и молодые деревья, для которых сгоревшие стволы могут стать удобрением.
Малый бизнес может стать жертвой крупного, а может и использовать кризис для собственного развития. Сегодня на улице оказались множество квалифицированных специалистов, поставщики теряют часть своих клиентов и возможность диктовать свои условия. Когда в 2001 году крупные авиакомпании теряли деньги, малые авиакомпании приобретали у «больших братьев» самолеты по низкой цене, что открыло им возможности для будущего роста.


Использовать пространство для инноваций


Лесная экосистема может «обновиться» после пожаров и ураганов, вырывающих старые и слабые растения из почвы. Выжившая флора и фауна получают доступ к солнечным лучам и ускоряют рост. У скрученных широкохвойных сосен шишки обладают особенно плотной поверхностью — для их раскрытия необходимо резкое увеличение температуры. Иными словами, дерево начинает размножаться именно тогда, когда окружающая среда разрушена пожаром и другие растения не составят сосне конкуренцию.


После финансового кризиса 2008 года компаниям стало сложнее получать финансирование на свои проекты — в результате была создана онлайн-платформа Kickstarter, роль которой с годами только растет. Groupon — онлайн-платформа для коммуникации между компаниями и клиентами, также приобрела популярность на волне кризиса. «Во времена нестабильных рынков процветают те технологические компании, которые позволяют повысить эффективность, сократить затраты и обеспечить прозрачность всех сторон сделки», — говорит Эндрю Мэйсон, основатель Groupon.


Адаптация к новой среде позволила ресторанам перейти на новый режим обслуживания клиентов после 2008 года — клиентам стали предлагать меньшие порции и больше скидок. В 2020 году рестораны делают упор на другие инновационные возможности, например, на услуги доставки. Производители концентрируются на своих наиболее востребованных продуктах, компании используют свои ресурсы для производства необходимых продуктов. Например, некоторые алкогольные компании начинают производить дезинфицирующие средства, а ателье спецодежды переходят на масштабное производство масок.

!